Выполнение земляных работ

Выполнение земляных работ

Более 40% объемов земляных работ в строительстве выполняются одноковшовыми экскаваторами. Ими производят отрывку траншей, каналов, котлованов, выемок, погрузочные работы и т.д. Расширяются области и масштабы применения экскаваторов с гидравлическим приводом. Их выпуск составляет более 85% производимых строительных одноковшовых экскаваторов, номенклатура их различна. Самый крупный в мире гусеничный одноковшовый гидравлический экскаватор ЕХ 3500 (Япония) имеет объем ковша 25 м3. Эксплуатационный вес этого экскаватора — 328 т, мощность двигателя — 1 238 киловатт. Средний рабочий цикл (захват породы и погрузка ее в кузов самосвала) при повороте стрелы на 90° занимает 27—30 с. Четырех ковшей такого экскаватора хватит на кузов автосамосвала грузоподъемностью 120 т.

Помимо гигантских экскаваторов, выпускаются и так называемые их карманные собратья. Примером может служить сверхмалый экскаватор марки ДН-0115 (Чехия). Это гидравлический ковшовый экскаватор с объемом ковша 0,03 м3, т.е. всего в 3-4 ведра. Максимальная глубина копания — 2 м. Вынимать землю машина может на высоту 2,2 м. Ширина колеи — 95 см. Масса — 540 кг. Он применяется для рытья канав под кабель и различные трубопроводы, ям для установки столбов. Из-за своих малых размеров он может работать там, где нет места для более крупной техники или не имеет смысла ее привлекать.

Перед началом работы участки пути, по которым передвигается экскаватор, выравниваются бульдозером или автогрейдером. Площадки на местах стоянок экскаватора должны иметь горизонтальную поверхность.

Разработка грунта одноковшовыми экскаваторами (с прямой и обратной лопатами, драглайнами, грейферами) производится проходками (продольная траншея, образуемая экскаватором за один проход), расположенными в один или несколько ярусов. Количество и параметры проходок зависят от размеров выемок и характеристик экскаваторов, определяются в технологических картах проектов производства работ. Глубина копания выемок составляет в основном не более 10-11 м при наибольших объемах работ па объектах на глубинах от 2 до 6 м.

земляные работы экскаватор

Рабочая зона экскаватора, ограниченная радиусом его действия и включающая место стоянки экскаватора, часть поверхности разрабатываемого массива и площадку для размещения транспортных средств или отвала грунта, называется забоем. Различают забои (соответственно и проходки): лобовые, когда автосамосвалы подаются к экскаватору по дну траншеи задним ходом, каждый ярус выемки разрабатывается сразу на всю ширину без сквозного проезда транспорта; боковые, когда автосамосвалы устанавливаются под погрузку сбоку и имеемся сквозной проезд с открытой стороны.

Параметры проходок и забоев должны выбираться с таким расчетом, чтобы на выполнение операций рабочего цикла экскавации затрачивалось минимальное время. При загрузке машин следует назначать целое числа полностью загруженных ковшей экскаватора, вмещаемых в кузов автомашины без недогруза и перегруза. При разработке грунта в отвал на расстояние, превышающее радиус разгрузки ковша, следует применять бульдозеры для перемещения грунта от места выгрузки из ковша до места укладки в сооружение или в отвалы.

Одноковшовые экскаваторы заканчивают разработку котлованов и траншей за 20-30 см до их проектной отметки. Оставшийся слой грунта (дно выемки) дорабатывают (зачищают) бульдозерами и другими средствами, исключающими применение ручного труда. Для улучшения качества работ по разработке земляных масс землеройную технику автоматизируют посредством управляющих систем, например лазерных, которые позволяют автоматически выдерживать заданные параметры земляных сооружений.

Разработка грунта экскаватором с прямой лопатой производится выше уровня его стоянки, при этом забои характеризуются высотой и горизонтальными размерами. Наибольшую высоту забоев принимают равной максимальной высоте резания экскаватора, которая должна обеспечить наполнение ковша с «шапкой» и исключить нависание «козырьков», способных обрушиться.

Разработку забоя начинают как можно ближе к месту загрузки транспорта. Если ширина забоя экскаватора (траншеи, котлована) больше максимального радиуса резания примерно в 1,5—1,9 раза, экскаватор продвигается по продольной оси котлована и разрабатывает грунт лобовым забоем. Грунт отгружается в автомобили-самосвалы, которые подаются попеременно вдоль обоих откосов котлована. Если ширина забоя больше радиуса резания в 1,9—2,5 раза, экскаватор перемещается зигзагообразными переходами, разрабатывая правую и левую стороны забоя попеременно. При более широких котлованах экскаватор разрабатывает их параллельными забоями по всей ширине.

При разработке котлованов прямой лопатой неизбежны дополнительные работы по устройству въездных траншей. Съезд в котлован должен иметь уклон не более 10—15° и ширину 3,5—4 м при одностороннем движении транспорта и 7— 8 м при двустороннем.

При разработке грунта навымет (с укладкой грунта непосредственно в земляное сооружение или в отвал) величина углов поворота не должна превышать в среднем 90°, а при погрузке в транспортные средства 70°. Автомобили устанавливают так, чтобы во время разгрузки ковша угол между осью стрелы экскаватора и продольной осью автомобиля был не более 40°.

При разработке грунта экскаватором-драглайном навымет ширина проходок должна быть такой, чтобы величина углов поворотов не превышала 90° (120° — при выполнении выемок железных и автомобильных дорог). При погрузке на транспортные средства, подаваемые к экскаватору на одном с ним уровне, этот угол соответственно равен 70° и 130°. Глубина забоев в этих случаях должна быть не более 2/3 полной глубины резания. Передвигать экскаватор за один раз рационально на расстояние, не превышающее 1/5 длины стрелы.

Портал http://www.linkstroy.ru

Отзывы, комментарии: