Спецтехника - дорожный каток

Спецтехника - дорожный каток

Дорожные катки занимают достойное место среди различных видов дорожно-строительной спецтехники. Дорожные катки являются машинами, уплотняющими грунт с помощью укатывания. Такая спецтехника используется при уплотнении грунта дорожных насыпей, распланированных площадок, плотин и других земляных сооружений. Уплотнение грунта является важной составной частью технологий строительного процесса.

Уплотнение грунта производится для увеличения стабильности слоев и придания ему определенной несущей способности. От правильно выполненных работ по уплотнению грунта зависят качество, долговечность и надежность объекта строительства. Дорожные катки применяются в различных направлениях строительного производства – железнодорожном, автодорожном, промышленном, гидротехническом, аэродромном, городском и других направлениях строительства. Аренда и продажа спецтехники сейчас предлагаются многими компаниями, поэтому приобрести или арендовать на время качественный каток можно, например, найдя предложения в сети интернет.

Определение типов технических средств, необходимых для уплотнения грунта, производится по
• основным характеристикам грунта или материала (вязкость, размер частиц, пластичность),
• видам материала (асфальтобетонная смесь или грунт) ,
• размеру уплотняемой поверхности (объему работ),
• толщине слоя уплотнения и заданной плотности (степени уплотнения),
• особенностям климата места проводимых работ (к примеру, для проведения работ в условиях низких температур необходимо специальное дооборудование серийных катков).

Дорожные катки классифицируют в зависимости от принципа действия на вибрационные и статические (трамбовочные и вибрационные машины) и от способов перемещения на прицепные и самоходные. Стальные вальцы (оборудование дорожного катка) бывают гладкие, решетчатые или с кулачками (шипами) на поверхности. Некоторые конструкции дорожных катков вместо стальных вальцов оборудованы пневматическими шинами.

Статические дорожные катки используют при уплотнении супеси, суглинка и другого связного грунта. Уплотнение несвязного грунта (песчаного, гравелистого и т.д.) производят с помощью трамбования ударами грузов или плит, которые могут падать в свободном или принудительном режиме. Несвязный грунт уплотняют также виброкатками или виброплитами.

По виду рабочего органа такая спецтехника различается на дорожные катки, имеющие гладкие вальца, пневмоколесные самоходные, прицепные и полуприцепные катки и катки прицепные решетчатые и кулачковые.

Использование самоходных катков с гладкими вальцами проводят при уплотнении насыпного грунта, черного, гравийно-щебеночного дорожного основания и асфальтобетонного покрытия. Такие катки плохо перемещаются на рыхлой поверхности, толщина грунта для уплотнения составляет десять-пятнадцать сантиметров. Кулачковые дорожные катки имеют стальные кулачки, похожие по форме на усеченный конус и закрепленные на поверхности вальцов. Такое оборудование кулачковых дорожных катков позволяет уплотнять слои толщиной тридцать сантиметров за счет большого удельного давления на грунт.

Во время движения под кулачками дорожного катка происходит образование плотных ядер, которые сливаются в несколько проходов машины в уплотненный слой. Для уплотнения грунта с крупными фракциями (взорванный скальный грунт, мерзлый, галечный) используют дорожные катки решетчатые, у которых поверхность вальцов сделаны в виде решеток. Решетчатыми дорожными катками возможно проводить уплотнение при толщине уплотняемого слоя двадцать пять-сорок сантиметров. Пневмоколесные дорожные катки применяют для уплотнения грунта дорожных насыпей. Такая спецтехника способна проводить уплотнение грунта слоем до тридцати сантиметров и полосы шириной 2.6 метра за восемь-десять проходов машины.

Дорожные катки статистического действия имеют характерный недостаток, который выражается в необходимости делать многократные проходы по одному следу для уплотнения грунта до определенной плотности. Причем с каждым последующим проходом машины происходит увеличение прочности грунта, и эффективность работы дорожного катка снижается. Для уплотнения несвязного грунта используют вибрационную спецтехнику – вибрационные дорожные катки и катки с виброплитами. Использование вибрационного уплотнения впервые было применено в начале тридцатых годов прошлого столетия в Германии. Современные дорожные катки оборудованы вибрационными вальцами, которые увеличивают уплотняющие усилия. Такой вибратор способствует увеличению производительности дорожного катка на пятьдесят-восемьдесят процентов. В вибрационных катках воздействие на грунт вибрацией становится более интенсивным за счет статического воздействия уплотняющих вальцов.

Основной рабочий орган вибрационных дорожных катков – вибровалец, который является пустотелым барабаном с размещенным внутри механизмом создания вибраций. Производимые колебания создают структурные изменения в грунте, при которых происходит образование устойчивых связей частиц грунта и вытеснение воды и воздуха. При использовании вибрационного принципа возможно достижение необходимой плотности грунта дорожными катками с значительно меньшей массой или, имея машины одинаковой массы, можно получить увеличение толщины уплотняемого слоя в 2 – 2,5 раза с меньшим числом проходов. Дорожные виброкатки имеют более сложную конструкцию по сравнению с обычными катками, поэтому стоят дороже, но цена этой эффективной спецтехники компенсируется высокой производительностью и качеством проводимых работ по уплотнению грунта.

Уплотнение грунта на небольших площадках (к примеру, для обратной засыпки котлованов и траншей) со слабосвязанными грунтами проводится вибрационными поверхностными уплотнителями – виброплитами, имеющими в качестве рабочего органа плиту с дебалансными вибраторами.

Строительный портал http://www.linkstroy.ru

Отзывы, комментарии: