В работе менеджеров компаний-застройщиков есть ключевые этапы, которые определяют успех всего строительного проекта в целом. Речь идет о строительстве зданий «под ключ», с введением их в эксплуатацию, а не только об этапе проектирования.
Первый из важнейших этапов – маркетинг. Как это слово не свойственно русскому языку, этот этап зачастую воспринимается как необходимый, но ненужный. Инвестор, одержимый идеей, возможностью, может упускать из виду коммерческие цели – здание ведь должно окупиться, приносить доход. Этого можно достичь, если назначение здания соответствует конъюнктуре местного рынка. Тут следует отметить, что на этот этап влияет масштаб строительства. Есть такие мега-проекты, которые сами формируют местный рынок и определяют истоки развития территории. Эти проекты в крупных мегаполисах – торговые центры – ТРК или ТРЦ. Обладая крупными торговыми площадями, они дают возможность создавать товаропоток, обеспечивать арендный доход и формировать тысячи новых рабочих мест. Благодаря многофункциональности, они обеспечивают современные виды досуга и оказание разного вида услуг. Это означает, что находясь в таких объектах, посетитель может потратить большую часть своих денег, получив необходимое ему, не выходя с территории. Тщательные исследования предваряют все этапы. Получение разрешения на строительство, например, не является камнем преткновения, если проект имеет прочное экономическое обоснование.
Крупные социальные объекты, которым не суждено окупиться – это спортивные центры. Они также могут быть структурообразующими, обеспечивать развитие территории, но экономически их эксплуатация достаточно затратна. При возведении спортивных объектов большого масштаба их использование рассчитывают в долгосрочной перспективе с учетом их социальных функций.
Маркетинг строительных проектов проводят с исследованием спроса, с изучением загрузки аналогичных объектов и с учетом транспортной доступности. Это ответственный и важный этап, позволяющий выбрать участок земли под застройку. Тот, который обеспечит проект посетителями, покупателями.
Особо следует сказать о жилой недвижимости. Проекты по жилой застройке также проходят маркетинговую стадию, которая рассчитывается проще, так как известна стоимость квадратного метра жилья, в данной местности, а также можно исследовать данные о динамике продаж. Немаловажным фактором в успешности проектов по жилой недвижимости является скорость ведения строительных работ и бренд застройщика или продавца.
Следующим важным этапом в строительстве является составление техзадания на проектирование. Этот этап определяет суть и состав проекта, он сочетает требования маркетингового этапа и желания инвестора, его видение с строительными возможностями – нормами, правилами и инфраструктурой. Под инфраструктурой понимают возможности местных сетей – дорог, коммуникаций по водоснабжению и обеспечению энергией. Под строительными возможностями понимают основные технологические принципы проектирования зданий в данной местности с ее природными и геологическими особенностями. Также существуют технические ограничения – выбор силовых конструкций и фундамента здания, влияющие на стоимость строительных работ.
На этом этапе проекта по времени сопутствует сбор ИРД – комплекта документов который обеспечит оформление разрешения на строительство. Помимо проектной документации необходимо провести согласование с различными службами, а также ряд предусмотренных строительным кодексом процедур.
Третий важнейший этап – воплощение подготовленного проекта. Он предполагает тщательное отслеживание работ. Строительный контроль и авторский надзор позволяют обеспечить качество всех строительно-монтажных работ, и особенно – всех силовых конструкций здания. Силовые конструкции это фундаменты и каркас здания. Именно эти работы наиболее затратны и ответственны.
Третий этап это еще и управление строительством – планирование всех работ, обеспечение непрерывности их ведения. Строгое соответствие плана обеспечивает оптимальные затраты на строительное производство, строительный контроль это не только качество, но и сроки работ.
В статье мы выделили три важных этапа, три составные части успеха любого строительного проекта, это предварительные маркетинговые исследования, составление техзадания для проектировщиков и контроль за ведением строительства как управление ведением СМР.