Как убедить заказчика не делать глупостей?

Как убедить заказчика не делать глупостей?

Мода в архитектуре меняется так же, как мода в одежде, музыке и литературе. Вехи сменяются, повторяя друг друга. Единственное отличие: надоевший шарф, наскучивший аккорд или приевшийся литературный прием всегда можно отправить в условный чулан. А временные и модные решения архитекторов остаются на глазах у не очень уже удивленной публики десятилетиями.

Вопрос об ответственности творца часто поднимается на внутриотраслевых диспутах. Но, если судить по несуразным монстрам из железобетона, которые сейчас отстраиваются, заказчики архитектурных работ участия в таких диспутах не принимают.

Может, когда-нибудь архнадзор действительно сможет что-то решать, но пока архитектор – единственный, кто может влиять на отсутствующее у клиента эстетическое чувство. И в особенно удачных случаях может его даже перехитрить.

У клиента в голове всегда есть, пусть и туманное, видение того, каким должен быть идеальный дом. Но, если это видение навеяно полотнами Босха или Пикассо, можно попробовать довести его до логического самоуничтожения, при этом спасти любимую улицу и заработать денег. Можно предложить клиенту все его новаторские решения перенести снаружи здания вовнутрь. Там он действительно сможет пощупать плоды своей фантазии.

Хочется ему светоотражающий небоскреб в центре города? Пусть вместо этого сделает зеркальный интерьер внутри – цельностеклянные двери, мебель, посуда, стены. Кстати подобное уже делали в начале 90-х, тогда стали популярны офисы-аквариумы. Поначалу о них с придыханием писали все архитектурные журналы, но, когда у клерков начались психические расстройства на почве вуайеризма, восторгов поубавилось.

Особенно преданным апологетам агрессивной урбанистики можно предложить обставить спальню в виде железнодорожной станции. Поставить внутри прожектора, гранитные панели и декоративные ограждения из нержавейки. А снаружи пусть будет аккуратный особняк в стиле ампир. Некоторые рекламные агентства так переделывают свои центральные резиденции. Можно в дебатах с заказчиком намекнуть, что моднее тех, кто создает моду, ничего и никого быть не может.

Есть и более умеренный способ, который очень хорошо действует на впечатлительных натур: нарисовать реальную картинку того, как будет выглядеть здание в городе. Не макет, не картинку в пастельных тонах, не изображение условного здания отдельно от вполне реальных будущих соседей. Поймать ракурс, где дом хуже всего будет вписываться в улицу и выпирать на фоне района. Тогда негатив, который предстоит испытать горожанам, первым почувствует непосредственный виновник торжества индустриализации.

Научить клиентов умеренности и даже смирению можно. Надо просто в зеркале показать им их же извращенные фантазии. После такой гештальт-терапии к ним придет осознание, что даже выбрать подходящие шторки для ванной они не в состоянии. И тогда архитектору – демиургу и творцу можно будет взять их голыми руками в ежовые рукавицы.

Портал http://www.linkstroy.ru